АССОЦИАЦИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ

Ассоциация образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования по укрупнённой группе профессий и специальностей 44.00.00 «Образование и педагогические науки»

В Москве обсудили перспективы развития СПО

18.08.2023
В Москве обсудили перспективы развития СПО


18 августа прошло Всероссийское совещание руководителей органов исполнительных органов субъектов РФ, занимающихся государственным управлением в сфере обучения, в рамках Всероссийского форума СПО. Участники заседания обсудили пути реализации федерального проекта «Профессионализм» и возможности расширить и реализовать новые инициативы.

В мероприятии приняли участие: директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации Виктор Неумывакин, его заместители Маргарита Скворцова и Марина Софронова, руководитель Института развития профессионального образования, член Общественной Палаты Российской Федерации Наталия Золотарева, управляющий директор Фонда Гуманитарных Проектов «Важность ранней профориентации школьников для дальнейшего трудоустройства» Иван Есин и другие.

Виктор Неумывкин, директор департамента Государственной политики по среднему профессиональному образованию и профессиональному образованию Минобрнауки РФ, рассказал, какие проблемы возникают в регионах при подаче заявления на федеральный проект «Профессионализм». Основной причиной является спешка оформления документов для создания кластера. Проект рассчитан на период до 2030 года, а к 2027 году в нем будет задействована половина российских вузов.

«В регионах необходимо продумать – как они реализуют проект у себя. Колледжи лучше разделить по отраслям. У каждого колледжа должна быть ведущая отрасль, а другие для него дополнительные. В первый и второй год «выстрелили» только те кластеры, промышленность которых развита в регионах. Конкурс на предоставление грантов отражает состояние экономики вашего субъекта. Нужно помнить, что система среднего профессионального образования выполняет главную функцию – обеспечение экономики кадрами. Это требует и перепрофилирование колледжей, и других подходов к лицензированию. К решению вопросов нужно подходить комплексно».


Маргарита Скворцова, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и подготовки кадров Министерства образования РФ, выделила шесть ключевых направлений, связанных с участием вузов в федеральном проекте «Профессионализм». Это, прежде всего, отраслевой подход к подготовке кадров, практико-ориентированное обучение, развитие инфраструктуры, автономное развитие, распространение профессионального образования и новый подход к оценке эффективности.

Стратегическое управление федеральным проектом «Профессионалитет» осуществляет Координационный совет при Министерстве образования РФ. На уровне субъектов Российской Федерации создаются региональные наблюдательные советы. Они уже созданы в тех регионах, где в настоящее время есть колледжи, участвующие в проекте. На сегодня их количество составляет 68. И сейчас стоит задача до 1 октября 2023 года создать такой наблюдательный совет во всех регионах страны, независимо от их участия в «Профессионалитете»: «К 2028 году абсолютно все регионы должны войти в федеральный проект «Профессионалитет». А для этого уже нужно грамотно распределить кластеры, уже нужно понимать, как будет реализован федеральный проект в регионе. Поэтому самое время начинать», – сказала Маргарита Скворцова.

Наталья Золотарева, директор Института профессионального образования и развития, поделилась информацией о Всероссийском чемпионатном движении по профессиональному мастерству, которое было создано в этом году, и состоит из двух чемпионатов. Первый -чемпионат профессионального мастерства, связанный с популярными и востребованными профессиями. При формировании состава участников этого чемпионата упор делался на требования работодателей. Второй – чемпионат по высоким технологиям, который организован по компетенциям, перечисленным в соответствии с наиболее динамично развивающимися и перспективными направлениями, востребованными в условиях высокотехнологичного производства, цифровой экономики и импортозамещения. В соревнованиях примут участие студенты вузов в основной категории и школьники в возрасте от 14 лет в категории Юниоры. Институт развития профессионального образования является федеральным органом управления Всероссийским чемпионатного движение.

«Чемпионаты являются площадкой не только для демонстрации компетенций, сравнения навыков школьников и студентов СПО, но и эффективным инструментом развития системы среднего профессионального образования, который позволит модернизировать образовательные программы путем апробации новых подходов и трансляции лучших практик по самым актуальным направлениям современной экономики и международного сотрудничества», – заявила Наталия Золотарева.

Также она сообщила о перспективах развития Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству: «Для нас Чемпионат – это инструмент оперативного обновления содержания образования. Потому что федеральные стандарты обновляются очень долго. А именно на чемпионатной площадке мы совместно с работодателями можем сразу же отработать задания по наиболее востребованным компетенциям, которые характерны для специальностей и профессий, реализуемых в колледжах».

Кроме того, Наталья Золотарева рассказала о содействии трудоустройству студентов и выпускников учебных заведений, реализующих программы среднего профессионального образования. Наталья Золотарева отметила, что в этом году федеральным оператором данного проекта является Институт развития профессионального образования «Содействие занятости»: «Мы сейчас заключаем соглашения с региональными операторами. Большинство из них определены на базе центров опережающей профессиональной подготовки. Нам необходимо обеспечить не только реализацию программ повышения квалификации, профессиональной подготовки в интересах экономики регионов, но и трудоустройство выпускников. В том числе на предприятия оборонно-промышленного комплекса».

Участники обсудили конкурсы «Мастер года», «Код будущего». Отдельное внимание было уделено демонстрационному экзамену. Этот формат оценки качества будет развиваться дальше. Также обсуждалось профессиональное само определение учащихся начальной школы и сотрудничество с предприятиями.

Мероприятие проходит в рамках Московского урбанистического форума на площадке выставочного центра «Гостиный двор».

Источник: Институт развития профессионального образования

К другим новостям