АССОЦИАЦИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ

Ассоциация образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования по укрупнённой группе профессий и специальностей 44.00.00 «Образование и педагогические науки»

Признание демонстрационного экзамена в системе НОК обсудили на конференции ИРПО

01.11.2024
Признание демонстрационного экзамена в системе НОК обсудили на конференции ИРПО


24–25 октября состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Стратегические сценарии развития демонстрационного экзамена», организованная Институтом развития профессионального образования. В работе конференции приняли участие эксперты из Национального агентства развития квалификаций.

Мероприятие объединило участников из 32 регионов России, а свои выступления подготовили 82 спикера.

Главной темой пленарного заседания стало повышение качества образования в сфере среднего профессионального обучения.

Марина Софронова, заместитель директора Департамента государственной политики в области среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России, осветила значение демонстрационного экзамена для развития системы среднего профессионального образования.

Заместитель гендиректора Национального агентства Алла Факторович обсудила связь между независимой оценкой квалификации (НОК) и демонстрационным экзаменом (ДЭ). Она отметила несмотря на то, что эти процедуры регулируются различными законодательствами, у них есть много общего. Основная цель обеих инициатив – это оценка профессиональных компетенций, которые помогут выпускникам колледжей успешно войти на рынок труда и эффективно работать самостоятельно.

Спикер отметила схожесть методов оценки для НОК и ДЭ, сходство в составе экспертов, занимающихся оценкой профессиональных и демонстрационных экзаменов, а также возможность использования общих платформ для их проведения. Накопленный опыт интеграции этих процессов становится особенно важным в свете поручения Президента Российской Федерации о разработке условий для признания практической части демонстрационного экзамена в рамках независимой оценки квалификаций.

Как пояснила эксперт Национального агентства, схожесть этих процедур послужила поводом для создания сценариев их объединения и дополнительным стимулом к этой инициативе является осознание всеми участниками значимых социальных, экономических и образовательных последствий подтверждения квалификации выпускников, востребованной на рынке труда и понятной работодателям.

Алла Факторович сообщила, что с 2018 года 27 советов по профессиональным квалификациям и свыше 300 колледжей при методической помощи Национального агентства развивают проект, связанный с независимой оценкой квалификации в процессе промежуточной или государственной аттестации по программам СПО. За этот период была разработана методология и протестированы три сценария интеграции различных форм ГИА и профессионального экзамена: совмещение (при полном совпадении требований), синхронизация и взаимозачет (полное или частичное признание результатов).

В 2018 году 38% студентов успешно сдали профессиональный экзамен, а в 2024 году этот показатель возрос до 73%. Спикер добавила, колледжи получили ценную обратную связь о сильных и слабых сторонах программ и конкретные рекомендации по их улучшению. Работодатели, в свою очередь, отметили, что время адаптации выпускников с квалификационными свидетельствами значительно сократилось, в среднем с полугода до одного месяца.

На пленарном заседании также выступили проректоры Института развития профессионального образования Светлана Наумова и Тамара Романова, заместитель министра образования и науки Республики Башкортостан Инесса Косолапова, директор Колледжа Московского транспорта Анна Печеная, и директор Петровского колледжа Елена Васина.

Заместитель руководителя Базового центра подготовки кадров Национального агентства Егор Кулебякин сообщил на тематической секции «Совершенствование методического сопровождения и методологии оценки качества профессионального образования» о сочетании процедур государственной итоговой аттестации (ГИА) и независимой оценки квалификации (НОК) в системе профессионального образования.

По словам спикера, внедрение объединённого экзамена ГИА–НОК может включать до 12 действий, среди которых:

– сопоставление требований профессиональных стандартов с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) и основными образовательными программами (ОПОП);

– организация повышения квалификации преподавателей;

– создание экзаменационной комиссии (ЭК) с участием экспертов центра оценки квалификаций (ЦОК);

– заключение соглашения между образовательным учреждением и ЦОК для проведения НОК;

– ознакомление студентов с процессом и оценочными инструментами;

– реализация совместного экзамена ГИА и НОК;

– опубликование результатов ГИА и верификация результатов НОК в профессиональном квалификационном совете;

– выдача квалификационных удостоверений и заключений по результатам экзамена;

– проведение аккредитации образовательной программы.

Кулебякин также отметил, что Национальное агентство разработало набор рекомендаций для внедрения ГИА-НОК в СПО.

Модератором секции выступила Алла Факторович. Она подчеркнула, что целью обсуждения было разработать концепцию демонстрационного экзамена и предложить усовершенствования для методологии оценки качества профессионального образования.

Источник

К другим новостям